Как-то случайно получилось, что я в своих туристических «мемуарах» случайно добрался до описания посещения Иерусалима на Великую Пасхальную неделю, как раз на Вербное Воскресенье. А потом подумал - не случайно!
Правда Иисус попал в Иерусалим через Золотые ворота (с востока)… Но сейчас они замурованы, поэтому мы наоборот – через Яффские (с запада).
Ну, и Яффские ворота тоже достаточно известны, вот почитаем, что про них Льюис Уоллес писал в своем «Бен-Гуре»:
«В стене, окружающей Иерусалим, с западной стороны был сделан проход, называвшийся Вифлеемскими или Яффскими воротами. Они были одной из достопримечательностей города. Задолго до того, как Давид возжелал обосноваться на Сионе, там уже стояла цитадель. Когда же сын Иессея начал возведение храма, то одна стена цитадели стала северо‑западным углом новой городской стены, прикрываемой башней, гораздо более мощной, чем старая. Ворота же остались там, где и были, поскольку сходившиеся к этому месту дороги было не так-то просто куда-либо перенести. Пространство перед воротами стало рыночной площадью. Во дни Соломона здесь оживленно сновали и местные торговцы, и почтенные купцы из Египта, Тира и Сидона. Около трех тысяч лет прошло с тех пор, но и сейчас на этом месте ключом бьет жизнь. Если паломнику нужно купить булавку или пистолет, огурец или верблюда, дом или лошадь, взять деньги в долг или приобрести миску чечевичной похлебки, назначить свидание или найти себе драгомана, купить арбуз или человека, голубя или осла – ему только стоит назвать необходимый предмет у Яффских ворот.»
Площадь перед воротами нынче пуста и торговля не процветает, а процветает туризм.
Кстати, рядом же с Яффскими воротами путем археологических раскопок найдены доисторические римские бани:
Да, еще. Стены, о которых писал Льюис Уоллес – это не те стены. Эти стены уже построены османами в середине прошлого века и совершенно не похожи на те картонные строения, что их потомки понастроили в Алании. Хотя нет, Аланийская крепость отдаленно напоминает:
А пошел вспоминать (склероз наверное отпустил), еще одну забавную фотографию прошлых времен посещения Иерусалима у Яффских ворот вспомнил:
Так, возвращаемся из туманных воспоминаний в туманный вечер посещения Иерусалима, вступая на площадь имени Омара ибн Хаттаба, по-моему, достаточно либерального мусульманского правителя и мусульманского деятеля высокого ранга. И тут же башня царя Давида, или башня на месте башни Давида (тут у меня некоторая путаница).
Соответственно путь наш к Храму Гроба Господня лежал через Христианский квартал.
Но дальше экскурсоводы начинают путать следы, видимо, чтобы мы назад дорогу не нашли (а назад нельзя – автобус будет ждать в конце экскурсии), либо, чтобы мы сами сюда не ходили (из Эйлата-то). Вместо того, чтобы хорошим маршевым шагом проследовать к Храму по улице Христианского квартала, мы двинулись через закоулки. «А-Патриархия А-Йеванит А-Католит» и «ха-Коптим» - эти заклинания Вам что-то говорят?
Голова не закружилась? Надо на чем-то спокойном сконцентрировать внимание!
Это крест или антенна?
Идем дальше…
Короче, на улицу Христианского квартала мы все-таки вышли.
И, соответственно, с целью нашего движения – на улицу Святой Елены.
Вот, что характерно, этих площадей и улиц я Льюиса Уоллеса в «Бен-Гуре» и у Сельмы Лагерлеф в «Иерусалиме» не нашел.
А для себя решил – при первой возможности надо приехать в Иерусалим надолго и пройти все его старые улицы не легкой трусцой, а размерено с изучением названий и наименований; да, и вообще к Храму надо прийти по Виа Долороза…