andreev_org (andreev_org) wrote in myphototravel,
andreev_org
andreev_org
myphototravel

Categories:

Техас: побыкуем?



Раз ковбой, два ковбой… (советский м/ф, 1981 г.)



Если при слове «Техас» в вашем воображении возникают картинки с кактусами, пустынями и ковбоями, то вы мыслите устаревшими понятиями. Современный Техас – это энергетика, хай-тек, Илон Маск, и крупнейший в мире медицинский центр в Хьюстоне (где мне, в свое время, посчастливилось проработать целых 7 лет).

Куда же подевались ковбои? А никуда, только в глаза не бросаются. Стоит выехать за пределы четырех техасских столпов Хьюстон-Даллас-Остин-Сан-Антонио, как увидишь огромные ранчо, огромные стада, огромные поля. В Техасе все огромное. “Everything is Bigger in Texas”.



И за всем этим хозяйством нужен пригляд, чем и занимаются современные ковбои. Это уже не беженцы от цивилизации, не авантюристы и искатели приключений, а вполне оседлые дельцы-миллионеры. Среди современных ковбоев полно хорошо обеспеченных людей, которые утром на лошадке по своим владеньям, а вечером – на Bentley Continental в 3-звездный мишленовский ресторан.



«Откуда деньги, Зин?» Техасские коровы-лонгхорны с хорошей родословной зачастую “уходят” на аукционах по цене, переваливающей за 40 тыс. долларов. А не так давно одна очень, очень элитная корова была продана за $170,000.



Но так было далеко не всегда. Свобода техасского ковбоя образца 19-го века была весьма и весьма относительна. Зачастую они нанимались к богатым фермерам и перегоняли для них скот из Техаса в северо-западные штаты. Перегоны эти были очень долгими – до полугода, а то и больше, по пыльным, изматывающим дорогам. А называлось это все словами “cattle drive”, т.е. буквально «погон скота».



Сейчас увидеть настоящий “cattle drive” даже в Техасе удается не часто; нам самим довелось всего лишь пару раз за почти два десятка лет, и то, абсолютно случайно. Но есть место, где можно _гарантированно_ стать свидетелем этого, по-настоящему, аутентичного техасского аттракциона.



Недалеко от Далласа, в городке Форт-Уорт, расположены Скотные дворы (Fort Worth Stockyards) – исторический район, который даже внесен в Национальный реестр исторических мест США.



Место абсолютно «ковбойское», каким оно представляется по вестернам и книжкам Майн Рида и О.Генри.



Здесь есть все по теме: от салунов и хонки-тонк баров, до бюргерных с отличной говядиной и сувенирных магазинов, где всё “made in USA”.



И есть коровы. Дважды в день, в 11 утра и в 4 дня (см. расписание >>) они проходят по улице на глазах у толпы, сопровождаемые настоящими ковбоями. Каждая деталь погона скота - от седел и головных уборов, до сапог и шляп - аутентична и исторически достоверна.



А если очень повезет, в сторонке даже разрешат присесть на лонгхорна. Несмотря на грозный вид, они очень тихи и послушны.



Texas Longhorn (англ. long horn – длинный рог) – это порода крупного рогатого скота, известная своими характерными рогами до двух метров в разлете. Также, им присуще большое разнообразие окраса, от классической палитры а-ля русская буренка Зорька, до прикидывающихся конями в яблоках, или даже витязем коровой в тигровой шкуре.



Лонгхорны растут медленнее, чем домашние коровы, но их репродуктивный период вдвое дольше.



Они также обладают гораздо большей продолжительностью жизни, потрясающей устойчивостью к болезням и засухе, и способны к выживанию на различных типах плантаций и пастбищ, что недоступно для изнеженных одомашненных пород.



Первые погоны скота начались в 1850-х, и направлялись на запад, к золотым приискам Калифорнии. Если за голову лонгхорна в Техасе в те времена платили 10 долларов, то в Сан-Франциско уже в 20 раз больше. Через десяток лет калифорнийский рынок достиг перенасыщения, и техасские владельцы ранчо стали переключаться на северные территории. Несколько замедлила дело Гражданская война в США (1861—1865), после окончания которой, “cattle drives” возобновились с новой силой.



За 20 лет через один только Форт-Уорт прошло более 4 миллионов голов скота, за что город даже прозвали “Cowtown” («Коровинск»).



Погоны обычно начинали по весне, когда всходила трава, а завершали до начала первых холодов на севере. На время путешествия стадо называлось “trail herd” (от слов «тропа» и «стадо»), и состояло из животных от нескольких разных владельцев.



Такая «сборная», в количестве около 3000 голов, обслуживалась командой из 12 ковбоев, у каждого из которых были свои четкие обязанности. Начальник (Trail boss) являлся высшим авторитетом в команде, примерно, как капитан на корабле, и получал около 125 долларов в месяц. За ним шел повар, он же и доктор зачастую, с зарплатой $60/month.

Набор средств первой помощи у него был разнообразен. Угольное масло использовалось для борьбы со вшами, а припарки из кактуса опунции, как полагали, способствовали заживлению ран. Настойку из цветков василька использовали для лечения диареи, соль и бизоний жир – от геморроя, а бульон из мяса бизона просто пили как общее тонизирующее средство.

Легендарный ковбой-ранчеро Чарльз Гуднайт изобрел в 1866 году повозку- chuckwagon, которая существенно облегчала жизнь в пути. По сути это была крытая полевая кухня, запряженная мулами, в которой перевозили еду, посуду, бочку с водой, инструменты. Меню, которое предлагал повар, состояло из говяжьих и бизоньих бифштексов, тушеного мяса, "chuckwagon chicken" («полевой цыпленок» - бекон), "Pecos strawberries" («клубника из Пекос» - бобы), "Sourdough bullets" («пули из теста» - печенье) и ковбойского кофе с солью.



Затем по иерархии шли десять погонщиков, часто называемых "thirty-dollar men" («мужчины за тридцатку»). Отдельно шел Wrangler – он управлял табуном запасных лошадей (“remuda”), по одной на каждого члена команды.



Обычно, скот не передвигается группой, а вытягивается длинной вереницей. Несколько прирожденных лидеров среди животных занимали свои места впереди (“lead steer”), в то время как все остальные коровы выстраивались неправильной линией позади них. Стадо в 1000 голов могло растянуться по тропе на одну-две мили.



Погонщики работали парами, по одному с каждой стороны от шеренги животных. Лучших из мужчин обычно назначали «указателями» (Point), работавшими в начале стада. Остальная часть мужчин управляла с фланга и отводила позиции дальше назад (Swing and Flank), при этом "тягачи" (Drag) замыкали процессию. Общение осуществлялось с помощью жестов, позаимствованных у индейцев, или шляпами. В день весь этот “cattle drive” мог одолеть не более 15 миль (24 км), отсюда и многомесячные переходы в отдаленные штаты.

Вот здесь на схеме более наглядно:



Маршрут не был фиксированным. Как заметил один историк, «тропы начинались там, где формировалось стадо, и заканчивались там, где находился рынок. Тысячи второстепенных троп питали основные маршруты».

Эпоха погона скота была на пике всего около 20 лет - с момента окончания Гражданской войны и до появления железных дорог в Техасе, что сделало долгий путь к северным рынкам ненужным. Но она оставила нам наследие образов, знакомых не только техасцам: обгоревших на солнце ковбоев в шляпах-стетсонах, выкрикивавших резкое Hi-yi! (Хай-йи!), бесстрашных лошадей, способных отбиваться от койотов, да даже коров-лонгхорнов, не похожих ни на каких других.  Самый настоящий «Старый, старый Запад», как он есть.



Fort Worth, Texas, USA.

Катерина Андреева.
www.andreev.org


Tags: США
Subscribe

Posts from This Сommunity “США” Tag

  • Сиэтл: на Игле

    — Вот уж упала, так упала… «Приключения Алисы в Стране чудес». - Космическая Игла рухнула! Наделал шуму вечерний сюжет шоу Almost Live!…

  • Сиэтл: не чихнуть бы в Чихули

    «Заведение сияло, что твой Метрополь» - Стругацкие, «Пикник на обочине». А почему бы не чихнуть? А потому, что Чихули – это музей стекла,…

  • Остров Гавайи. Или просто - БОЛЬШОЙ.

    Гавайи - самый крупный из Гавайских островов. С его названием есть некоторая путаница. Ведь так часто называют и весь архипелаг. И штат. Поэтому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments