ruslanviktorov (ruslanviktorov) wrote in myphototravel,
ruslanviktorov
ruslanviktorov
myphototravel

Categories:

Жемчужина трамвайного мира Москвы

IMG_20210927_000628_415.jpg

Доехал наконец-то до уникального места в Москве. Уникальная трамвайная остановка трамвайного маршрута 27 «Красностуденческий проезд» — это жемчужина трамвайного мира Москвы и старейший остановочный павильон. Включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения «Чугунный павильон трамвайной остановки первой четверти XX века».



В журнале «Наука и жизнь» (№ 4 за 1989) в статье Н.М. Семенова можно прочитать:

«…Статуса «памятника промышленной архитектуры» заслуживает, например, сохранившийся в единственном числе остановочный павильон прошлого века в Красностуденческом проезде…».

Через несколько лет в той же «Науке и жизни» (№ 7 за 1997) А. Рогачев пишет:

«…У остановки «Красностуденческий проезд» стоит старый павильон. Согласно преданию – это единственный сохранившийся в Москве остановочный павильон парового трамвая. На самом деле все оказалось сложнее – подобные постройки (правда, переделанные) сохранились и в других местах – у Новодевичьего монастыря, у станции метро «Войковская»…»

И наконец, самое интересное пишет газета «Московский транспортник» (24 апреля 1941 г.) в статье «Павильоны для пассажиров»:

«На трамвайной линии, что идет по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утвержденному отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову».



Москва конца XIX века не была перегружена транспортом, не стояла в пробках и не давилась в часы пик в метро. Только в ноябре 1891 года по рельсам побежал первый паровой трамвай, или, как его ласково называли, паровичок, связывавший Бутырскую заставу и село Петровско-Разумовское.

Это был паровоз, напоминающий коробку с трубой и четырьмя маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль. У чудо-машины быль лишь один недостаток — низкая скорость. Поэтому Франц Когновицкий, один из гениев архитектуры русского модерна и член строительного совета московской управы, построил на пути следования паровичка несколько вместительных деревянных павильонов в античном стиле, где пассажиры могли отдохнуть и даже поесть мороженого в ожидании столь медленного транспорта.

Одно время кондуктором на паровичке работал Константин Паустовский, переведенный сюда из центра города, будучи разжалованным из вагоновожатых после аварии. Именно он не раз отмечал в своих воспоминаниях красоту и легкость павильонов.

Остановка на углу Дубков и Красностуденческого — единственная, сохранившая хоть какие-то элементы оригинального проекта Когновицкого. Связано это с тем, что в 20-х годах (1926?) прошлого века, когда на смену паровичку пришел электрический трамвай, строительством всех остановок занимался архитектор Трамвайтреста Евгений Шервинский — любимый ученик Франца Когновицкого. К деревянному павильону архитектор отнесся крайне бережно: он лишь добавил к постройке жестяные элементы — зубцы и коней на крыше — да поменял деревянные решетки на металлические.

Одни говорят, что чудом сохранившаяся деревянная постройка построена в 1941 году (по другой версии - в 1926) по проекту архитектора Трамвайтреста Евгения Шервинского.

До войны здесь была деревня. Вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Ивановскому пер. (ныне часть улицы Дубки) — бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа — бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки — Марии Павловны Месснер. В центре кадра — бывшая дача потомков ямщиков Тверской-Ямской слободы — Алексея и Варвары Чувикиных. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка.

До войны здесь была деревня. Это вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Иваноскому пер. (ныне часть улицы Дубки) - бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа - бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки - Марии Павловны Месснер. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка.



В конце 60-х годов центральные окна павильона уже забиты фанерой и закрашены, а когда то здесь находилась лавка (киоск "мороженное"), а по краям залы для ожидания.

Сейчас же в центре павильона находится помещение остановки с лавкой для ожидания трамвая, по правой и левой стороне от него, расположены торговые палатки.

А потом павильон сгорел. В начале 90-х его восстановили, но от старого оригинального здания остались металлические колонны и решетка в нижней части. Все остальное было восстановлено кое-как, но кроме решетки, колонны и общих габаритов, ничто не напоминает о былой красоте.

Хотя сзади еще сохранились элементы старого павильона.

Но несмотря на перестройки павильон остановки сохраняет свои объемы, а самое главное функциональное назначение — здесь находится остановка 27 маршрута трамвая.

Tags: Москва, Россия, Фото
Subscribe

  • Италия ч.6

    Матера - Перуджа Под конец моего путешествия по Италии я оставил два очень фотогеничных городка. ( Читать дальше )

  • Италия ч.5

    Рим - Неаполь В Риме я был во второй раз и мне этот город не очень понравился. Тут очень много достопримечательностей и богатая история, поэтому…

  • Италия ч.4

    Венеция Что можно рассказать про Венецию? Да наверное ничего, это как обозревать в стотысячный раз Париж. По Венеции надо просто гулять и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments