heming_fromelko (heming_fromelko) wrote in myphototravel,
heming_fromelko
heming_fromelko
myphototravel

Category:

Загреб (начало)

Загреб во многих путеводителях для туристов позиционируется как один из самых интересных и красивых городов Европы. В  разных путеводителях о Загребе можно встретить целый спектр эпитетов – «Восточный Париж», «Южный Будапешт» и т.д. и т.п. В реальности Загреб город очень красивый, но с небольшой поправкой. В городе нет абсолютно ничего, чтобы делало его уникальным. Насчет Парижа не уверен, а вот на Будапешт город очень похож. Но только как бы представляет собой сильно уменьшенную копию Будапешта. В центре  Загребе есть и своя Буда – Верхний город с Каптолом и свой Пешт – Нижний город. Есть даже фуникулер, как в Будапеште, ведущий  из Нижнего города в верхний. Кафедральный собор Загреба тоже не уникален – имеется очень сильное сходство с Венским Штефансдомом. Куда не посмотри в Загребе – каких то уникальных и необычных объектов в городе нет. Впрочем, центр Загреба в комплексе довольно уютное место для осмотра и прогулок на один-два дня.

Загребу последние лет 10 очень сильно повезло с властями города - длительное время власти города целенаправленно ведут успешные проекты по благоустройству города.  Большинство проектов успешно реализованы – Загреб чистый город (причем тот случай , когда чисто не оттого , что не мусорят, а оттого , что качественно убирают) и имеет отличную удобную простую транспортную инфраструктуру.

Появляются и проекты не очень нужные, сильно отдающие «маниловщиной» и «попилом бюджета» - например проект легкого метро в Загребе.

В Загребе есть небольшая странность. Хотя город является столицей государства с полными атрибутами такого статуса – наличием правительства, президента, парламента, различных министерств  и т.п. чего то Загребу не хватает до ощущения столицы. Точно невозможно описать что именно не хватает городу до «столичности» - то ли не очень столичный вид жителей, то ли малое количество людей на улицах в центре (старый город, особенно верхний днем вообще пустеет, на улицах и кафе жители и туристы появляются ближе к вечеру), то ли отсутствия каких-либо помпезных и парадных улиц , бульваров и проспектов в центре.

Для гостя города Загреб предоставляет отличную туристическую инфраструктуру – много информационных центров, максимально простое расположение и ориентация по центру города, очень простое ориентирование по городскому транспорту, в гостиницах имеются подробные брошюры на разных языках, включая русский и украинский, о полном списке достопримечательностей Загреба и о том, как до них доехать. Бывают, правда, у портье в отелях небольшие ошибки – часто спросив иностранца из какой он страны и услышав в ответ « из России» немного путаются и дают путеводитель на украинском, но это мелочи.

При том, что Загреб комфортен для гостя города  есть парадокс - иностранных туристов в городе мало. Не то, чтобы их нет совсем, они есть, но , даже по сравнению с Белградом, их количество минимально. В основном это туристы из соседних Австрии и Венгрии. Скорее всего,  в городе много посетителей из Словении и меньше из Сербии, но их можно за туристов не считать – они почти местные и приезжают либо по делам, либо к родственникам. Русскоязычных туристов практически нет вообще.

Причина малой посещаемости Загреба, скорее всего то, что он, не смотря на географическое расположение не очень далеко от центральных стран Европы находится как бы «на отшибе». Через Загреб проходит один из так называемых трансъевропейских транспортных коридоров – Венгрия – Загреб-Любляна – Италия. Путешествующие по данному маршруту в Загреб, скорее всего, заезжают. Также столица Хорватии  расположена недалеко от нескольких земель Австрии – Штирии и Каринтии, но жителям этих земель вряд ли интересно ездить с туристической целью в Загреб – сходных по архитектуре, но более красивых городов у них и у себя больше, чем достаточно. Иностранные туристы, отдыхающие в Хорватии на Адриатическом побережье Загреб практически не посещают. Во-первых сильно далеко от основных туристических мест на побережье.  Во вторых Загреб сильно не вписывается в концепции того, что отдыхающее на Адриатическом море ожидают увидеть от Хорватии – чистое море и города со средиземноморской архитектурой и римскими развалинами. Загреб же представляет собой типовой Австро-Венгерский город. За австрийской архитектурой туристы скорее едут в южную часть Польши, Чехию, Словакию,  Трансильванию, Австрию, Венгрию – но никак ни в Хорватию. Специально же в Загреб и Любляну туристы из стран Европы кроме Австрии, Венгрии и, возможно , севера Италии вряд ли приезжают/прилетают. Вот и получается, что приспособленный и открытый для туризма Загреб очень мало посещаем. Характерным признаком малого количества иностранных туристов в городе является практически полное отсутствие в центре организованных туристических групп с гидами.

На самом деле, малая посещаемость Загреба туристами, является скорее удобством и положительным фактом для города Загреба – по красивому центру можно спокойно побродить без наличия толп туристов и вездесущих постоянно фотографирующих китайцев-японцев. В наиболее красивой части центра Загреба – Верхнем городе днем по выходным дням улицы вообще пустынны.

Еще одна очень немаловажная деталь по впечатлениям от Загреба. Подсознательно в Загребе ожидаешь увидеть столицу Хорватии как столицу некоего националистического государства – приемника НГХ времен второй мировой войны и довольно агрессивно выступившего при распаде Югославии в войне с Сербской Краиной. Но ничего подобного в Загребе сейчас нет – ни какого прославления усташей в виде памятников и названия улиц, никакого негативного отношения к Белграду. Характерные примеры: портье в гостинице при отъезде спросил отправляюсь ли я из Загреба домой в Россию или еду еще куда –либо. При ответе  «еду в Белград» портье доброжелательно пожелал хорошо провести время и сказал, что Белград очень интересное и красивое место. Еще один характерный пример – ночной поезд Загреб-Белград (точнее Филлах – Любляна – Загреб - Белград) следующий перед выходными в ночь с пятницы на субботу забивается полностью хорватской молодежью из Загреба и окрестностей, едущей в Белград с целью хорошо провести время на выходных – мест для развлечений (дискотек, ночных клубов и т.п.) в Белграде существенно больше, чем в Загребе, а цены  Белграда сильно нижеЗагребских.  Что касается упоминаний об НГХ и усташах их нет в городе вообще. Исключение  (по всей Хорватии, не только в Загребе) наличие «культа» кардинала АлоизияСтепинаца – наверное, самой противоречивой фигуры в истории Югославии.  Несколько подробнее о Степинаце будет немного дальше  - при описании католического центра Загреба – части старого города «Каптол».

По возвращению из поездки по Сербии , Черногории и Хорватии в Москву я все таки дополнительно поинтересовался на тема отношения властей и населения Хорватии периода независимости к НГХ и усташам. Несколько изученных различных источников дали примерно одинаковую информацию. Примерно в течении 12 лет, с 1991 по 2003 год , особенно в первой половине 90-х годов отношение к НГХ и усташам в Хорватии было очень и очень положительным. Несмотря на то, что основатель современного хорватского государства Франьо Туджман напрямую нигде и никогда публично не высказывал ни положительных отзывов об усташах, ни того, что отделившаяся от Югославии Хорватия является прямым приемником НГХ, возражений против того, что его сподвижники переименовывали улицы и ставили памятники в честь известных усташей ,  в городах Хорватии (особенно в Загребе) также никогда не высказывал.

Около 2003 года руководство Хорватии практически полностью обновилась. Политика нового руководства по отношению к НГХ и усташам резко изменилась. Не то, чтобы Хорватия как то на общеевропейском уровне признала НГХ преступным государством и полностью отреклась от какой - бы, то ни было преемственности. Просто об усташах и статусе Хорватии во время второй мировой войны было решено забыть  и по - возможности  нигде и никак об этом не упоминать. Улицы переименованные в честь усташей  в 90-х годах были снова переименованы, памятники и памятные доски исчезли.  Скорее всего, это результат нескольких факторов – и политики пришли к власти более здравомыслящие, чем были в Хорватии во времена распада Югославии, и перед остальной Европой как-то неудобно стало иметь улицы, названные в честь военных преступников, и сама Хорватия как государство сформировалась, что убрала необходимость опираться при оправдании независимости на кратковременные периоды хорватской независимости в прошлом.

Загреб расположен в относительно равнинной местности. Горы Динарского Нагорья находятся относительно далеко к югу и западу от города. К северу от Загреба, практически примыкая к черте города, расположен одинокий, практически не примыкающий ни к Динарскому Нагорью, ни к Альпам горный массив Медведница.  Через Загреб протекает река Сава, но на облик города, по крайней мере, центра Сава никак не влияет. Река протекает через южную часть города, исторический центр, никак не затрагивая. Да и ширина Савы в Загребе примерно такая же, как ширина Яузы в Москве между Садовым кольцом и впадением в Москву-реку. Судоходной Сава становится ниже Загреба по течению, в самом Загребе река не судоходна.

Структура Загреба примерно следующая. К северу от железнодорожных линий сходящихся в Загребе на железнодорожном вокзале (Станция ZagrebGl.Kolodvor) расположен туристический центр, который условно разделен на три части – Нижний город (Дольны град), Верхний город (Градец) и Каптол. Туристический центр относительно большой по площади. «Относительно» - потому как, смотря с чем сравнивать. Если сравнивать со «старым городом» Риги или Таллинна, то исторический центр Загреба можно считать гигантским по размеру. А если сравнивать с центром Будапешта, то цент Загреба можно считать «крошечным». Реальные размеры таковы, что с юга на север от железнодорожного вокзала до северной точки Верхнего города можно пройти пешком минут за 25 неспешным шагом, за 30, если идти очень медленно. С запада на восток по условной границе Нижнего и Верхнего города можно пройти пешком примерно минут за 15, очень неспешно за 20.

К северу от исторического центра начинаются предгорья горного массива Медведница. Сам горный массив хорошо просматривается с открытых пространств центра, как из Нижнего города, так и из Верхнего. Жилая и  промышленная часть Загреба находятся к югу, западу и востоку от исторического центра. Как такового «сити» из стекло-бетонных зданий, сконцентрированных в одном месте, как это сейчас модно практически во всех не очень больших европейских столицах нет. Самих «стекло-бетонных» зданий hi-tech архитектуры в Загребе много, но они рассредоточены по разным местам города.

Офисные hi-tech здания на улице «Савская дорога»

Несмотря на то, что находясь в туристическом центре города кажется, что никаких заводов, промзон и т.п. в Загребе нет, а есть туристический центра, несолько парков и жилые районы, впечатление обманчиво. Загреб город с сильно развитой промышленностью. Заводы, промзоны и т.п. в городе есть в большом количестве. Просто от  туристического центра они находятся вне расстояния зоны видимости.

Еще несколько туристических мест Загреба – парк Максимир и крепость Медведград находятся вне центра города

Железнодорожный вокзал в Загребе выглядит архитектурно красивым и большим. Вокзал не тупиковый, станция ZagrebGl. Kolodvor является крупным железнодорожным узлом не только Хорватии, но и европейских «коридоров».  Расположен вокзал на самом юге исторического центра (части исторического центра, называемой «Нижний город»). Под железнодорожным вокзалом имеется большой подземный торговый центр.

Из-за большого внушительного размера здания вокзала  в Загребе создается впечатление, что вокзал имеет большое количество платформ и путей. Это не совсем так – путей примерно столько же, сколько и в Белграде – около 5 проходных путей, 2 тупиковых пути на запад и один тупиковый путь на восток.

Подъезжают поезда к вокзалу Загреба на  большой скорости, трогаются с большим ускорением.

Вокзал чистый с большими просторными залами,  имеется большое количество автоматических камер хранения, несколько киосков-пекарен и киосков, торгующих разной мелочью, информационный центр. Явных  бомжей нет, но мутные личности встречаются в небольшом количестве.

В целом железнодорожный вокзал Загреба комфортен пассажиров за счет того, что он чистый, ухоженный и удобно связан с сетью городского транспорта.

Железнодорожный вокзал в Загребе

 

Городской транспорт Загреба – трамваи, автобусы, фуникулер - одноцветный, окрашен в темно-синий цвет

Основным городским транспортом Загреба является трамвай, что сейчас довольно редко для городов. В Европе есть еще довольно много городов, где трамвай – это основной транспорт. Но количество таких городов невелико на общем фоне транспортных систем городов европейских стран.

Кроме трамвая городской транспорт в Загребе представлен автобусами и фуникулером.  Автобусов в Загребе существенно меньше, чем трамваев. В центре и соседних с центром районах города автобусов не видно. Трамваи по Загребу развивают относительно большую для города скорость – до 70км/ч. Трамвайные маршруты проходят по всему городу, поэтому смысл построения легкого метро для города с населением меньше миллиона жителей и имеющего очень хорошую транспортную трамвайную сеть не понятен.

Карту города с нанесенными на нее трамвайными маршрутами можно бесплатно взять на вокзале, в любом информационном центре и в отелях. Взяв в руки карту с трамвайными маршрутами , если примерно знаешь, в какой части Загреба находится то место, куда нужно добраться, нескольких минут просмотра карты хватает на то, чтобы понять, на каких трамвайных маршрутах в искомое место добраться.

Карты-схемы Загреба с нанесенными трамвайными маршрутами

Большинство трамвайных составов Загреба новые, выпуска не позднее 2003-го года. Эти трамваи низкопольные, оборудованы кондиционерами, видеокамерами, датчиками местоположения. Поездка на них очень комфортна. Но процентов 15 – 20 трамвайного парка более старые. Если проехать по Загребу в них после поездок в новых трамвайных составах чувствуется колоссальная разница. Основная проблема старых трамваев – это отсутствие кондиционера. В Загребе с мая по сентябрь температура, как правило, держится днем больше 30 градусов тепла. В июле – августе часто бывает выше 35 градусов. В новых вагонах в жаркий день ехать приятнее, чем находится на улице. Увидев на остановке, что подходит состав из старых вагонов , днем лучше его пропустить и дожаться трамвая нового типа. В старых вагонах температура выше, чем на улице, под 40 градусов тепла и очень душно.

Трамваи на улицах Загреба

Выбор трамваев в Загребе в качестве основного средства городского транспорта очень удачен и хорошо вписался в облик города. В центре автобусов и воздух более чист, менее загазован. Автобусные маршруты трамваи не дублирует и  вообще как бы отделены от трамвайных. Например, около вокзала трамвайная остановка со стороны центра, автобусная со стороны офисно-промышленно-жилой части города с южной стороны вокзала в месте, куда гость Загреба и не забредет (у выхода из подземного перехода под железнодорожными путями с противоположенной от вокзала стороны. Гость Загреба, пробыв в городе несколько дней, может и не узнать, что в Загребе помимо трамвая и фуникулера есть еще какой-либо городской транспорт – настолько автобусы изолированы исторического от центра города.

На многих трамвайных остановках (но не на всех) имеются табло, на которых указано время ожидания до ближайшего трамвая разных маршрутах. Всего в Загребе 14 дневных трамвайных маршрутов и 4 ночных. Продолжение здесь.

Tags: Хорватия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments