Михаил Брацило (tushinetc) wrote in myphototravel,
Михаил Брацило
tushinetc
myphototravel

Зимняя прогулка по музею-усадьбе "Абрамцево"

Из Радонежа мы с красивейшей atlanta_s и Ульяшей отправились в музей-усадьбу "Абрамцево". Здесь жил писатель Аксаков - автор "Аленького цветочка". В гостях у него бывали Тургенев, Гоголь, актёр Щепкин. После смерти Аксакова владельцем усадьбы в 1870 году стал известный предприниматель Савва Мамонтов. При нём сюда приезжали художники Репин, Серов, Васнецов, Поленов, Врубель, Коровин и другие. Здесь была построена керамическая мастерская Врубеля

01. Усадьба
IMG_6624.jpg

Кухня - построена в 1870 году на месте старой аксаковской кухни. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом. Позднее использовалась по назначению и делилась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги. В центре постройки находилась печь.
В первой половине 1880-х годов кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х годов. В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения.
Собирание коллекции, которую участники кружка называли "музеем" — одно из важнейших направлений в его деятельности. Собирательство осмысливалось как задача большой художественной значимости. Из письма Елены Дмитриевны Поленовой: "Мы ищем главным образом, вдохновения и образов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предмет их обихода, стараясь, разумеется, отбрасывать иноземную новейшую прививку". Художники понимали красоту крестьянских предметов, которые становились образцом для эскизов, создаваемых ими для Абрамцевской столярной мастерской.

02. Кухня
IMG_5906.jpg

Мастерская - построена в 1873 г. по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834–1873) на месте разобранного аксаковского флигеля, к юго-востоку от усадебного дома. Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.

В северной и южной стенах – обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены – широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна-люкарны в кровле. Крыльцо, кровля, наличники окон и карнизы постройки щедро украшены пропильной резьбой.

С. И. Мамонтов в "Летописи сельца Абрамцева" отзывался о мастерской сдержанно: "Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана". В. М. Васнецов в письме к В. В. Стасову высказывался более прямолинейно: "Скажу, впрочем, откровенно: архитектура Гартмана и Ропета меня не удовлетворяла".

На лето здесь останавливался художник В.Серов, а в 1920-х годах жила семья художника П.Кончаловского

03. Мастерская
IMG_5910.jpg

04.
IMG_5921.jpg

Скамья Врубеля - керамическая скамья, установлена в 1915 году на насыпном участке парка "Таньонов нос", названном по имени гувернёра Мамонтовых Ю.П.Таньона, обустроившего здесь садик. Скамья сделана в Абрамцевской керамической мастерской и декорирована изразцами, созданными по эскизам М.Врубеля и других художников. Часть изразцов была утрачена и скамья была реставрирована по технологии абрамцевской керамики

05. Скамья Врубеля
IMG_5922.jpg

06.
IMG_5926.jpg

07. Черешчатый дуб, которому уже 245 лет
IMG_6378.jpg

Каменная баба" - привезена С.И.Мамонтовым из Харьковской губернии во второй половине 1870-х годов в период строительства Донецко-Мариупольской железной дороги. Это культ половецких племён и использовались в погребальных обрядах знати. В руках располагался сосуд для жертвоприношений.

08.
IMG_6382.jpg

Баня – вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в "русском стиле" – сооружена в 1877–1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета. Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани, к северу от усадебного дома. И мы туда ещё обязательно заглянем

09. Баня
IMG_6455.jpg

10. Сова над баней
IMG_6457.jpg

11.
IMG_6387.jpg

12.
IMG_6461.jpg

13.
IMG_6462.jpg

14.
IMG_6465.jpg

15.
IMG_6468.jpg

Избушка на "курьих ножках" построена в 1883 г. по проекту В. М. Васнецова неподалеку от церкви. И здесь тоже есть "сова" и "летучая мышь". Художник М.Нестеров писал о ней: "Из православного храма отправились мы в "капище" или нечто подобное избушки на курьих ножках. Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии"

16. Избушка на "курьих ножках"
IMG_6476.jpg

17.
IMG_6474.jpg

18.
IMG_6484.jpg

19. Ещё одна "каменная баба"
IMG_6478.jpg

Н.В.Поленова вспоминала: "В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов"

Первоначальный проект церкви создал В.Поленов, а работу продолжил В.Васнецов, который вспоминал: "Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…". В эту церковь мы потом ещё тоже зайдём

20. Церковь Спаса нерукотворного
IMG_6605.jpg

21. Труба
IMG_6610.jpg

22.
IMG_6612.jpg

23.
IMG_6506.jpg

24.
IMG_6505.jpg

25.
IMG_6511.jpg

26. Рядом с церковью похоронены жена Саввы Мамонтова и его сын. А вот третий крест, где указано, что здесь похоронен сам Мамонтов, поставлен просто. чтобы обозначить место захоронения. Сам же он упокоен в часовне рядом.
IMG_6495.jpg

27.
IMG_6615.jpg

28.
IMG_6617.jpg

29. Во время войны здесь находился госпиталь для раненых солдат
IMG_6625.jpg

Людская - здание построено Мамонтовым на месте старой абрамцевской людской. Это помещение для дворовой прислуги. Здесь, на первом этаже, размещались рабочая кухня и прачечная, а в не сохранившемся мезонине - жилая комната

30.
IMG_6640.jpg

31. Кормушка для птиц
IMG_6637.jpg

32. Самые замечательные мы
IMG_5904.jpg

Tags: Московская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments