vendigo1989 (vendigo1989) wrote in myphototravel,
vendigo1989
vendigo1989
myphototravel

Categories:

Июль 2018. Месяц на Севере. Заонежье, часть 2

  Вторая часть моего пешего похода по заонежским селам и деревням. Здесь я расскажу о деревнях: Яндомозеро, Типиницы, Вороний остров, Поля и Космозеро

Переночевав у часовни Георгия Змееборца в Усть-Яндоме, на следующий день я собирался радиально сбегать до деревни Яндомозеро и обратно. Смысла идти с туда с рюкзаком не было никакого. В интернете я натыкался на какие-то обрывки информации о том, что Варваринская церковь разобрана и перевезена, да и дачники вчера упоминали об этом, но я все равно решил прогуляться и осмотреть все своими глазами.

Идти до деревни около 10 км, и столько же обратно. Предупреждали меня и о не очень хорошей дороге, но после Вепсского леса, меня уже сложно удивить. Прохожу мостик через Яндому и сворачиваю налево, в лес. Начинается все не так плохо, но со временем переходит в траву человеческого роста. Впрочем, колея еще не совсем заросла и дорогу видно почти везде


При приближении к деревне, среди полей все чаще встречаются гряды валунов - ровницы. Крестьяне сначала при разработке участка, а затем каждую весну, убирали камни со своей земли и выкладывали их вдоль участков, как бы ровняя их границы.




Непонятное сооружение посреди полей (качели? виселица? ворота в деревню? ритуальные огненные врата?)


Деревня Яндомозеро на горизонте. Сама деревня очень сильно разбросана и от первых домов до церквей идти еще около трех километров. Связано это было с тем, что формировалась деревня вокруг нескольких хуторских хозяйств, выстроенных по берегам озера. Сейчас многие дома разрушены и деревня выглядит полузаброшенной, но есть несколько жилых дворов. А в восемнадцатом веке приход состоял из 83 дворов с населением 903 человека.


Поклонный крест под крышей с главкой


И как раз последние несколько километров до церквей особенно неприятны - начинается лесная топь и болотца, дорога залита водой. Особо хреновое место в (62.237449, 35.219538), несмотря на засушливое лето без сапог здесь по дороге пройти никакого шанса, нужно идти по берегу. Но и там пройти проблематично, и я уже раздумывал, не повернуть ли обратно. Но до цели оставалось чуть более километра и было банально обидно разворачиваться. Пришлось немного поиграть в бобра, и построить переправы и запруды из поваленных веток и деревьев, а потом идти с палкой. Кроме того, комары здесь атакуют совсем нещадно, просто стукнув по затылку, прихлопываешь штук 7 тварей.



Ну а достигнув места, где были обозначены церкви на карте (62.247022, 35.206023) я увидел то, что в общем-то и ожидалось. Варваринской церкви с колокольней(начало XVII века) здесь уже нет. Вот так она выглядела когда-то


А вот что осталось от нее сейчас


Позже узнал эту достаточно неприятную историю с переносом церкви. В 2015 году было принято решение о том, чтобы перенести церковь в более доступные туристам Типиницы. “Деревня Яндомозеро, - поясняет Минкультуры Карелии, - является нежилой, находится в труднодоступном месте, что вызывает серьезные затруднения для проведения современной и качественной реставрации одного из уникальных памятников деревянной культовой архитектуры и не позволит использовать его по первоначальному назначению и в качестве объекта туристического показа”.
На проект переноса было выделено 34 миллиона рублей, ну а дальше все в лучших традициях. Состояние церкви было недооценено и часть бревен просто разрушилась при разборке. Еще часть сломали и побросали при перевозе по зимнику через Яндомозеро. Оставшаяся часть просто лежит и гниет уже который год посреди деревни Типиницы на месте предполагаемой установки. Почитать подробнее можно здесь: раз, два, три
Что касается меня, то даже не беря в пример этот крайний случай, я крайне отрицательно отношусь к переносу церквей. Они должны стоять там, где их поставили древние мастера, а не там, где их удобнее показывать массовому туристу за деньги. Кто хочет, тот обязательно дойдет и посмотрит. Да и деревня эта не такая уж необитаемая, смотрителя можно найти.

Внутри огрызка



Погост рядом с церковью. Одна из могил выглядит ухоженной, лежат цветы. Границы погоста обозначены валунами, как и в Усть-Яндоме.


Еще одной проблемой было то, что всю захваченную питьевую воду я выпил по дороге, не особо экономя, поскольку понадеялся на Яндомозеро. Но по факту, из-за сильной жары вся вода в нем (и вообще во многих мелких озерах) у берегов сильно цветет. Да и подходов к берегу очень мало, все заросло камышами. Спустя пару часов без воды, на жаре, я постучался в ближайший дом с лодкой рядом, выглядящий обитаемым. Выглянул местный житель, Олег, и я попросил стакан воды, утолить жажду. Сначала он показал мне родник, но тот пересох из-за жары, и тогда пригласил меня к себе на кофе. Рассказал о том, что родился здесь, немного посидел и вернулся на родину. Избе его больше 150 лет. Поговорили о людях, что живут здесь, о переносе церкви, о том, как возил недавно туристку по озеру  на погост, к могиле родственников. Предложил даже остаться и посмотреть финал ЧМ у него, но мне малоинтересен футбол, и, напившись кофе и набрав кипяченой воды, я двинул в обратную дорогу. Теперь мне понятно, почему дорога в столь ужасном состоянии, смотреть здесь стало нечего, дорога разбита и никто сюда больше не ездит. Рыбаки же предпочитают добираться сюда на лодках от Великой Губы.

Береза, видимо, пользуется почитанием, среди местных жителей


Несмотря на то, что церкви в конце не оказалось, я абсолютно не расстроился, ибо считаю, что более важна не цель, а Путь. Хотя дорога по жаре, высокой траве и болотам была не особенно приятной. Частенько в Заонежье я слышу предостережения о змеях, не знаю уж часть это местного фольклора или мне сильно повезло, что не наступил на гадов за 20 км пути по высокой траве.
Я вернулся к своей стоянке уже под вечер, но под солнцем местность вокруг все еще пылала. Хорошо, что я спрятал сигнальные ракеты и газ для горелки в тени от палатки, в траве. Находится под солнцем было больше решительно невозможно, в палатке и вовсе, и я спрятался на крыльце часовни. Немного поколебался, о этичности распивания чая, сидя на ступенях часовни, но в конце концов позволил себе это. Во-первых, это не церковь, а часовня, здесь не проводится богослужений. Во-вторых, на мой взгляд одной из функций таких вот придорожных часовен и является укрытие путников от сложных погодных условий


На следующий день выдвигаюсь в Типиницы, следуя дальше по запланированному кругу. В восемнадцатом веке приход насчитывал семьдесят дворов с населением 797 человек. Сейчас Типиницы достаточно населенная дачниками деревня. Приезжают сюда не по той лесной дороге что я пришел, а по хорошей грунтовке с севера, сворачивая с трассы Медгора - Великая Губа. Да, в деревне есть несколько колодцев, и я рекомендую пользоваться не приметным посреди деревни, с журавлем, а небольшим, на окраине (62.18697, 35.413832)


Разваливающийся красивый дом с мансардой


Собакен прячется от жары в траве


Бабочка поглощает Дэту с моего рюкзака


А вот и разобранная Варваринская церковь из Яндомозера. Дела с 2015 года не очень то продвинулись, хотя вроде какой-то прогресс со времен статей выше есть. Но к обозначенному сроку все равно не успеют, как мне кажется.



Да, храм ставится на месте деревянной Вознесенской церкви(1781), утраченной в результате пожара в 1975 году. В ней было 3 престола: во имя Вознесения, Ильи Пророка и Богоявления, видимо поэтому на бочке храма на алтарном прирубе размещалось сразу три главки.


Следующая деревня на пути имеет красивое название - Вороний остров, и не менее красивую резную табличку на вьезде


В самой деревне сохранилось несколько больших старинных крестьянских домов. В центре поселения расположена часовня Усекновения Главы Иоанна Предтечи (XVIII-XIXвв). Звонница очень похожа на ту, что я видел в часовне святого Георгия в Усть-Яндоме



Интерьер




Часовня стоит в створе небольшого залива, разделяющего деревню.



Набрав вкусной, холодной воды из очередного колодца прямо у церкви, двигаюсь дальше по дороге, намереваясь остановиться на песчаном пляже. Мало того, у берега оборудована туристическая стоянка, правда, порядком загаженная нерадивыми туристами. Я не знаю, что нужно иметь вместо головы, чтобы вырыть яму посреди стоянки, выстлать ее полиэтиленом, скидывать туда органические отходы, типа рыбьих голов и потрохов, да еще потом и не засыпать.

У воды на лодке сидят двое парней и пьют пиво. Перед тем, как ставить палатку, отправляюсь поговорить с ними, и это одно из моих лучших решений за все время. Разговорились, парни приезжие (Петрозаводск и Калининград), сейчас отдыхают в одном их домов. Впечатлившись моим пешим одиночным этнопоходом мне предлагают рыбу, пиво, а потом бесплатно отвозят на сам Вороний остров, посмотреть на часовню. К слову, за подобные услуги в соседнем гостевом комплексе просят около 2000 рублей.
Остров недалеко отстоит от берега, летом до него можно добраться по отмели. Вот что рассказывают об острове местные жители: "Вороний, потому как на нем всегда полно ворон. На острове часовня деревянная, в ней каменный чудотворный крест из серого гранита. Летом на остров много паломников приезжают со всех концов, к кресту прикладываются".


Относительно этого креста существует предание, что он к острову приплыл. При этом сам крест гранитный и на вид весит не одну сотню килограмм. По состоянию на 2008 год найдено три похожих креста в разных районах Карелии. По предположениям археологов крест был изготовлен из известняка привезенного из Новгородской области, но смело можно предположить, что данный крест был высечен из известняка с острова Северный олений, т.к. всем известно, что там имеются выходы известняковых пород возрастом более 2 мл. лет.


Любопытны и дореволюционные надписи на стенах часовенки, и обклееные газетами стены





Рядом с часовней "над крестом" расположена Часовня Иоанна Предтечи (1750-1770 гг). Играет роль ориентира при подъезде к деревне со стороны озера. Относится к типу клетских культовых построек


Внутри пусто, в углу сложены главки


Вернувшись, обосновался на стоянке, искупался. Чуть дальше по пляжу звериный водопой и на пляже много звериных следов, что заставляет меня немного беспокоиться


Наутро, я думаю подкинуть парням немного денежек, чтобы они подкинули меня хотя бы до деревни Поля, ибо неохота терять день и идти 20 км по абсолютно неинтересной грунтовке, еще и вдали от источников воды. Но, заехав искупаться с утра, они сами предлагают немного подвезти меня, говоря, что им скучно и самим по кайфу немного покататься. При этом я несколько раз прошу остановиться у интересных мне объектов

Придорожная часовенка Святого Духа на выезде из Типиниц, в деревне Задние (конец XIX в). Состоит из объединенных общей двухскатной крышей помещения молельни и примыкающего к нему с западной стороны открытого крыльца-галереи. На крыше установлена лемеховая главка с крестом.



Следующая остановка - полузаброшенная деревня Поля, слева от дороги на Типиницы. Ребята ждут меня в машине, а я убегаю осмотреть деревню. Все вокруг сильно заросло травой, многие дома брошены и разрушены, хотя и тут живут люди. Мне не особо понятно, чем обусловлена заброшенность, ведь она гораздо ближе к трассе, чем Типиницы, Вороний и Тамбицы, а рядом есть озеро.



Ильинская церковь построена в 1873 году. До нее на этом месте уже стояла церковь. Возобновлена "по тому же плану", на средства купца Пименова, в формах старинных клетских церквей. Стоящая до этого церковь была "строена, по преданиям, в царствование Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича Грознаго".




На дверях достаточно оригинальной запор, церковь открыта, как и все остальные здесь



Виды с колокольни. Деревня оправдывает свое название, и правда - поля и луга



Далее мои новые знакомые довозят меня до трассы Медгора - Великая Губа, где я благодарю их и мы прощаемся. Отдельно доставляло музыкальное сопровождение, совпадающее с моими вкусами: Сплин, ДДТ, Летов. Хоть я и не в восторге, от осмотра церкви бегом(о чем я говорил ранее), но все же сильно выручили, особенно в условиях дикой жары и проблем с водой. Классные ребята, хотя на мой взгляд пить теплый спирт в 30градусную жару - очень сильно на любителя.

Пройдя по трассе пару-тройку километров, внезапно ловится попутка, которая довозит меня до отворотки на Космозеро, откуда нужно пройти еще 3-4 км до села. Космозеро уже цивилизованное, населенное и относительно большое село, есть даже два магазина. Обидно лишь только, что достигнув магазина в 14:02, я попал на двухчасовой перерыв.

Село стоит на берегу узкого и очень длинного озера с одноименным названием (при длине 20 км озеро имеет ширину 200-500 метров). Возраст села свыше пятисот лет. Крестьяне-землепашцы, рыбаки и охотники жили в нем еще во времена царя Ивана Грозного. Село Космозеро являлось центром Космозерского прихода. Оно состояло из трех деревень: Артово, Демидово и Погост. Приход насчитывал в XVIII веке 87 дворов с населением в 675 душ.

В Космозере был целый ансамбль приходских церквей - один из красивейших в Заонежье. Обнесенный высокой рубленой оградой, он состоял из Успенской церкви (1720 года), церкви Александра Свирского (1769 года) и колокольни. Обе церкви по своей архитектуре принадлежали к храмам типа восьмерик на четверике. Обе были крыты высокими шатрами, так же как и колокольня, расположенная рядом с церковью Александра Свирского, ближе к озеру.


Сейчас осталась в живых и отреставрирована только летняя церковь Александра Свирского, а остальное сгорело в 1942 году



В отличие от предыдущих, эта церковь под замком, и я иду искать ключ. Первый же встреченный человек показывает нужный мне дом, и говорит спросить Татьяну Мартынову. Но я вначале стучусь не в тот дом, и мне указывают на неприметную сначала нужную калитку.
В храме гнездо, и первое, что я вижу, отомкнув замок, это летящая на меня птица




Похоже, в каждом поселении был(либо сохранился) только один такой типовой дом с мансардой. Видел идентичные в Великой Губе, Типиницах, а теперь еще и здесь


Возвращаюсь вернуть ключ, и меня внезапно приглашают на чай с пирогами из дома, куда я по ошибке постучался вначале. До открытия магазина еще час, я не знаю, куда мне деваться и кроме того хочется пить, поэтому я с радостью принимаю приглашение семьи. Заодно пользуюсь очередной возможностью осмотреть избу, печь, и процесс приготовления в ней шанежек с картошкой. Люди здесь гостеприимные, и, как я уже отмечал, отношение к путнику с рюкзаком совсем иное, нежели просто к туристу: и подвезут бесплатно, и на чай пригласят.



После чая, часть семьи собирается на озеро и меня зовут с собой. Я только рад искупаться в посреди жаркого дня, и в середине пути.
Деревенские бани выстроились у воды, разумеется, чтобы не таскать воду из озера далеко. Люди купаются в озере, а потом тут же идут в баньку, топленную "по-черному". Для меня баня удобна тем, что в ней можно переодеться


Напоследок, гостеприимные люди еще и фотографируют меня на память, на фоне Космозера, причалов и купающихся деревенских девчонок


А вот чего нет в Космозере, так это автобусов. Поэтому, после, зарулив таки в магазин, я выдвигаюсь в длинный пеший путь до поселка Ламбасручей, намереваясь найти там лодку до Пегремы.

Да, и хотя я стараюсь особо не копипастить, но нельзя не отметить мое активное пользование Туристическим порталом Карелии, поэтому оставлю тут ссылку на него.
Tags: Республика Карелия, Россия, Фото
Subscribe

  • Почему до сих пор не восстановили Дом Лазаревых?

    Гуляя по Криколенному переулку вы можете наткнуться на развалины городской усадьбы, вернее, как гласит плакат "противоаварийные работы на объекте…

  • Прогулка по любимой Евпатории

    Евпатория - один из моих любимых городов, город детства. Мне повезло, каждое лето начиная с 1991 года мы с родителями ездили сюда. Потом уже…

  • Писатели-орловцы. Тургенев

    Орёл, город Орёл позиционирует себя в туристическо-краеведческом плане как родина сонма российских знаменитых и известных писателей, которых так и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments